29.03.2022
29.03.2022 в филиале АНОО ВО «ВЭПИ» в городе Старый Оскол, были подведены итоги социологического исследования «Проявление одиночества среди обучающихся» для студентов очной, очно-заочной формы обучения 1 и 2 курса по направлению подготовки 37.03.01 Психология под руководством кандидата психологических наук, доцента Аэлиты Александровны Лариной.
Цель социологического исследования: изучить особенности и причины проявления одиночества среди обучающихся образовательной организации.
Как показало исследование с проблемой одиночества в той или иной степени столкнулся каждый пятый студент группы. Всего было опрошено 57 респондентов. Причины возникновения состояния одиночества по результатам проведенного опроса располагаются в таком порядке: неудовлетворенность общением (62,4 %), непонимание поведения сверстниками, ощущение себя «белой вороной» (45,2 %), различия во взглядах, образе жизни (38,2 %), различия в характере (28,7 %). Расстройства, вызываемые данным состоянием, нередко побуждают личность к энергичному поиску средств противостояний ему (поиск нового места работы, хобби, чтение, занятия научной деятельностью и др.).
Исследуя индивидуально-психологические особенности личности одиноких обучающихся с помощью психодиагностической методики Г. Айзенка удалось установить, что среди обучающихся, периодически испытывающих состояние одиночества, только 28,7 % – амбиверты, имеющие промежуточные характеристики свойств интро- и экстравертированности, совмещают в себе черты обоих типов, но в более сглаженной форме. Остальные обучающиеся являются представителями интровертированного типа. Они, как правило, необщительны, с трудом налаживают коммуникативные контакты со сверстниками, остро переживают состояние покинутости, ощущают себя «никчемными, неинтересными для других людей».
Интроверты, как показали результаты наблюдений за ними, предпочитают избегать чрезмерной внешней стимуляции, не любят быть «на виду», достаточно устойчивы в условиях монотонной работы, лучше справляются с трудом, требующим повышенного напряжения, внимания, точности. Однако они обнаруживают состояния тревожности, напряженности, которые негативно сказываются на их деятельности. Для них сложно переносимы ситуации ожидания.
По оценкам преподавателей, многие из числа студентов-интровертов упорны, работоспособны, но только в условиях индивидуальной работы. В целом их отличает миролюбивое, контролируемое поведение. Им свойственно уходить в себя, быть задумчивыми, сосредоточенными на собственных переживаниях.